Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»
«Винное казино» — игра, где у гостей есть фишки, как в казино, и есть игровое поле, на котором игроки могут сделать ставку. Обычно — на страну, или сорт, или год, или — для тех, кто поопытнее, — на все сразу. В процессе игры гости дегустируют вино вслепую и делают ставки. В этом им помогает ведущий, чаще всего — опытный сомелье. В случае правильной ставки игрок или команда получает в несколько раз больше фишек, чем поставили (коэффициент зависит от того, что было угадано — страна происхождения, сорт, год урожая и т.д.). Побеждает тот игрок или та команда, у которых в конце игры набралось больше всего фишек. Приз может быть абсолютно любым, как правило — бутылка хорошего вина.
«Винное казино» не имеет четко установленного автора или даты создания. Скорее, это даже не игра, а концепция, которая возникла в результате сочетания элементов азартных игр и винной культуры, считает сомелье, организатор винных мероприятий Андрей Зотов. «Винное казино» — это форма донесения информации о вине. Исходя из того, что интересно именно вам и вашим друзьям, можно придумать совершенно новые правила, уверен он. «Зачастую начинающие игроки в принципе не верят, что они могут что-то почувствовать и определить. Однако в процессе правильно построенной игры они внезапно обнаруживают: что-то они все-таки понимают. Это самоосознание сдвигает фокус с того, чтобы пить вино как обычный алкоголь, на то, чтобы по-настоящему интересоваться им, узнавать новое, учиться различать вкусы и ароматы», — комментирует сомелье.
Игровое поле для «винного казино», по сути, является сукном с разметкой, предназначенной для слепой дегустации вин и угадывания их характеристик. Оно имитирует поле настоящего казино, но вместо номеров или мастей на нем указываются категории, сорта, стили или годы урожая вина. Также на разметке могут быть регионы или даже технологии выдержки (в зависимости от сложности игры, которую вы задумали). Участники делают ставки на основе своих предположений о вине, которое они дегустируют. Размер поля можно подбирать исходя из стола, на котором будет проходить игра.
Такое поле можно, во-первых, купить. Существуют уже готовые решения: на маркетплейсах в пределах 5 тыс. руб. Если вы решили остановиться на готовом варианте, рекомендуется ограничить число характеристик, которые будут угадываться (например, сортов винограда) хотя бы до восьми. По словам Зотова, на готовых полях часто их очень много, а далеко не все начинающие игроки пробовали все сорта.
Во-вторых, игровое поле можно составить самостоятельно, исходя из целей и задач вашей игры, а также тематики. Возможно, вы захотите полностью погрузиться в тему белых вин, тогда можно начертить поле только для белых сортов. Или если вы планируете осваивать в течение игры только российские вина, то тут тоже вам потребуется собственное поле. Напечатать полотно вам помогут в типографии или в любом дизайнерском бюро. Печать на сукне собственного макета в среднем стоит около 5 тыс. руб., плюс придется заплатить за работу дизайнера.
Решите, сколько человек будет участвовать в вашем «винном казино». Оптимальное количество — до 15 человек. Это позволит создать комфортную атмосферу для общения и дегустации.
Если игра предполагает большее количество людей, то лучше объединить их в группы. По словам Андрея Зотова, так можно провести «винное казино» даже на 150 человек. Просто разбейте участников на команды по десять человек и играйте с комфортом.
«РБК Вино» создал онлайн-сомелье, который поможет вам подобрать подходящее вино. Чтобы воспользоваться им, необходимо запустить бот в Telegram. Наш бот поможет вам с выбором, даже если вы только начинаете свое знакомство с увлекательным миром вина.
Если вы хотите изучить тему российского виноделия, тогда рекомендуется выбрать основные винодельческие регионы. По состоянию на май 2025 года их в России 18, начинающим игрокам лучше ограничиться основными регионами: Крым, Краснодарский край, Ростовская область, Дагестан, Ставропольский край и Северная Осетия.
В одну игру лучше всего включить не более шести-восьми сортов, которые наиболее часто встречаются. Например, из белых лучше всего брать сорта: совиньон блан, шардоне, пино гри, шенен блан, гевюрцтраминер, рислинг, вионье и мускат. Из красных: пино нуар, гаме, мерло, санджовезе, зинфандель, каберне совиньон, каберне фран, сира.
«Кроме того, следует учитывать, что если вы играете дома в кругу непрофессиональных сомелье и игроки не сплевывают образцы, то охмеление наступит очень быстро. Увеличив количество вина, вы рискуете просто не довести игру до конца, поскольку игрокам будет тяжело уже что-то угадывать», — комментирует Андрей Зотов.
Если вы играете с людьми, которые хоть что-то понимают в вине, то количество образцов можно увеличить до 18.
Если вы решили исследовать сорта винограда, то определитесь, будут ли это международные сорта (красные: «каберне совиньон», «каберне фран», «пино нуар», «мерло» и белые: «шардоне», «рислинг», «совиньон блан», «пино гри») или это автохтонные сорта и сорта российской селекции (красные: «цимлянский черный», «бастардо магарачский», «красностоп золотовский», «голубок» и белые: «кокур», «пухляковский», «сибирьковый», «кумшацкий»).
Ключевое отличие вин Старого и Нового Света — в географии. К старосветским относятся те, что по большей части произведены в Европе: Франции, Италии, Испании, Германии, Австрии, к новосветским — вина «большой шестерки»: США, ЮАР, Чили, Аргентины, Австралии и Новой Зеландии.
Рассчитайте бюджет на вино. В среднем хорошее вино можно купить за 1–3 тыс. руб. за бутылку. Если вы планируете восемь бутылок, общий бюджет может составить 8–24 тыс. руб. Выбирайте вино в пределах вашего бюджета, учитывая предпочтения участников.
Однако нужно учитывать, что гости могут быть разные. Для кого-то и 15–20 тыс. руб. за бутылку — это приемлемая цена.
Начинающие игроки вполне могут играть винами по цене около 2 тыс. руб. За эту сумму можно найти достойные образцы на рынке.
Не забудьте подумать о гастрономическом сопровождении. Подайте сыры, оливки, орехи и хлеб, чтобы сбалансировать вкус вин.
Для «винного казино» вам нужно будет выбрать несколько вин для дегустации. Рекомендуется выбрать шесть-восемь различных вин, чтобы участники могли попробовать разные сорта и стили. Вина выбирайте, исходя из категорий на вашем поле, какие на нем указаны сорта, регионы или страны. Если вы выбрали тему российских вин, то примерный список покупок может выглядеть примерно так:
Выбирая вина из других стран, Зотов рекомендует взять наиболее яркие образцы или с которыми гости, скорее всего, знакомы, например из белых международных сортов:
Из красных международных сортов:
В ходе дегустации каждый участник пробует вино, оценивает его вкус, цвет, аромат, тельность и пытается проанализировать, какое вино налито в их бокале, исходя из заданной темы игры.
Для новичков лучше строить дегустацию от более легкого вина к более плотному, поскольку после плотного и яркого вина сложно будет почувствовать легкое. Как минимум если мы играем с белыми и красными винами, начинаем с белых, потом переходим на красные.
После каждой дегустации игроки обсуждают ароматы, вкусы и впечатления от вина. Если с вами нет опытного сомелье, то ведущему стоит учитывать следующие нюансы.
Во-первых, вы можете задавать игрокам интересные и познавательные вопросы, которые помогут натолкнуть их на мысль о правильном ответе. Например, знание исторических фактов, персоналий, географии, ботаники, гастрономии помогут вам задать наводящие вопросы игрокам, которые не обладают специальными знаниями о вине и нужным опытом.
Во-вторых, если вы ведете игру сами, то нужно следовать принципам слепой дегустации: обращать внимание на такие базовые вещи, как вкус, цвет и аромат. Спрашивайте себя и игроков:
— Какой цвет вина вы видите? Это белое, красное или розовое?
— Какие фрукты или ягоды вы можете уловить в аромате? Есть ли у вина нотки специй, трав или цветочных ароматов?
— Что мы можем почувствовать во вкусе?
Задав себе эти вопросы, можно уже прокладывать мостики к сортам, потому что у разных сортов есть предрасположенность к тем или иным свойствам. После этого переходите к анализу визитных карточек сортов, из которых вино создано. Так, например, визитная карточка «совиньон блана» — тропические фрукты, цитрусовые, лист черной смородины, крыжовник, «каберне совиньона» — ягоды черной смородины, черникой и черешней, с оттенками зеленого перца и других специй и т.д.
Игроки делают ставки на поле, какое вино (сорт, страна, винодельческий регион) по их мнению, находилось в бокале.
В конце вечера подведите итоги. Участник с наибольшим количеством баллов (или правильных ставок) может получить приз — бутылку вина или другой подарок.
Не забудьте, что главное — это удовольствие от общения и наслаждение вином. Убедитесь, что у всех есть возможность безопасно добраться домой, особенно если кто-то выпил больше, чем планировал.
Во время игры должно быть место, куда игроки смогут слить вино между образцами. Обычно, говорит Андрей Зотов, в начале игры, когда гости видят, что есть ведерко для слива, или «спитун», они немного недоумевают: как можно сливать вино? Однако в процессе игры они понимают, что «винное казино» — это игра не для того, чтобы весело напиться, а чтобы узнать что-то новое, научиться различать вкусы и ароматы. Это осознание мотивирует игроков сливать вино чаще. Они понимают, что если все допьют, то захмелеют, и это повлияет на их восприимчивость.
Можно подготовить карточки (или подсказки в смартфоне) с основными характеристиками сортов для игроков, чтобы им было на что опереться в процессе игры.
Убедитесь, что у вас есть достаточное количество бокалов для всех гостей.
Предложите участникам записывать свои впечатления о каждом вине.