Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»
Эпоха глобальных слияний во французском бизнесе началась в 1970-х годах прошлого века. Сначала в 1971 году производители шампанского и коньяка объединились и основали компанию Moet Hennessy, а в 1987 году уже эта новая фирма слилась с производителем чемоданов Louis Vuitton. Объединенную компанию возглавили представители как винного, так и модного бизнесов, однако главой в итоге стал Бернар Арно, который смог сконцентрировать в своих руках 45% акций нового конгломерата и стал им управлять.
Сейчас объединенная компания Moet Hennessy Louis Vuitton является синонимом роскоши, а в ее портфеле 75 топовых брендов, включая винные. Так, помимо Moеt & Chandon, Chateau Cheval Blanc, Chateau Galoupet, Chateau d'Yquem во Франции, конгломерат управляет испанской Bodega Numanthia, Cheval des Andes и Terrazas de los Andes в Аргентине, Cloudy Bay в Новой Зеландии, Newton Vineyard в американской долине Напа.
Moet & Chandon, по версии аналитической компании Brand Finance, остается самым дорогим брендом шампанского и вина в мире с 2020 года. Сейчас его стоимость оценивают в $2,1 млрд. В 2024 году рыночную капитализацию всей группы LVMH оценивали в сумму более €300 млрд.
«РБК Вино» создал онлайн-сомелье, который поможет вам подобрать подходящее вино — чтобы воспользоваться им, необходимо запустить бот в Telegram. Наш бот поможет вам с выбором, даже если вы только начинаете свое знакомство с увлекательным миром вина.
Когда мы слышим название модного дома Chanel, первое, что приходит в голову — «маленькое черное платье», духи и украшения. Однако у компании, которой долгие годы управляют представители семьи Вертхаймер, есть и собственный винодельческий бизнес. Причем не только во Франции.
В 1994 году владельцы модного дома приобретают Chateau Rauzan-Segla в Бордо. В 1996 году к ним добавляют Chateau Canon, расположенное в том же регионе. За несколько лет Вертхаймеры увеличивают площадь этого хозяйства за счет покупки новых виноградников. В 2017 году еще одна винодельня из Бордо стала собственностью модного дома — Chateau Berliquet. В 2015 году Chanel также приобрела винодельню St. Supery из долины Напа. Здесь в отличие от бордоских хозяйств производят белые вина из «совиньон блана», «семильона», «муската канелли», а также моносортовые красные из «мальбека». Винодельня также изготавливает розовое вино из «гренаша», «сиры», «сенсо», «мурведра» и «тибурена».
В 2019 году винный портфель пополнился поместьем Domaine de l'Ile в Провансе. На тот момент в компании называли это приобретение вызовом, поскольку предстояло работать не со знакомыми красными винами в бордобленде, а с розе и белыми, которые до этого уже выпускала винодельня.
Роберто Кавалли, итальянского дизайнера и основателя модного дома, всегда считали бунтарем и экспериментатором. Он пробовал то, на что другие не решались, сочетал фактуры и цвета так, как не делал это никто до него. А еще он любил вино.
Именно поэтому в 1970-х годах он основал винодельню Cavalli Tenuta degli Dei в деревне Сан-Леонино, недалеко от Панзоно-ин-Кьянти. Виноградники сейчас расположены там же и во Флоренции. Вино производят из «мерло», «каберне совиньона», «каберне франа», «пти вердо», «аликанте буше» и «санджовезе». Помимо трех красных вин на винодельне также изготавливают розовое и белое вина. «Мы не стремимся создавать вино в «международном» стиле, а стремимся отражать потенциал двух терруаров, где выращивается виноград», — цитировал в 2007 году Томазо Ковалли, сына модельера, Meininger's International.
Кроме вина Cavalli Tenuta degli Dei выпускает несколько брендов водки. И занимается разведением лошадей. В целом, все как в образах Роберто Кавалли — несочетаемое сочетается и создает магию.
Итальянский модный дом Salvatore Ferragamo был основан в 1927 году и назван в честь его создателя Сальваторе Феррагамо. С тех пор он выступает поставщиком люксовой обуви для обеспеченных покупателей и даже для знаменитостей. Например, туфли от Феррагамо носили Одри Хепберн и Мерилин Монро. Винодельческая история семьи началась в 1993 году, когда Ферруччо Феррагамо, сын основателя компании, купил винодельню Il Borro в самом сердце Тосканы. В поместье на площади 1,7 тыс. акров (688 га) до сих пор производят вино.
«Мода и вино — это вопрос образа жизни, личного вкуса и восприятия. В детстве меня окружал дух высокого мастерства и пристального внимания к деталям, которые являются отличительными чертами «Сделано в Италии». Моя семья всегда считала, что такой подход — лучший способ выразить креативность, традиции и качество, и это верно как для моды, так и для вина», — говорил Ферруччо Феррагамо в интервью Wine Enthusiast.
В 2024 году Il Borro Ферруччо Феррагамо приобрела еще одну итальянскую винодельню в Тоскане Tenuta Pinino. На ней производят красное сухое Brunello di Montalcino из сорта «санджовезе».
Еще один сын Сальваторе Феррагамо Массимо, который является главой американского подразделения модного дома Ferragamo USA, тоже занимается виноделием. В 2003 году он приобрел в Тоскане винодельню Castiglion del Bosco. Она производит красные и белые вина. В поместье, которым владеет Массимо Феррагамо, виноград поступает с двух участков. На одном выращивают исключительно «санджовезе» для изготовления Brunello di Montalcino, на втором — «мерло», «каберне совиньон», «каберне фран» и «пти вердо».
Американский бренд Guess был создан братьями Марчиано в 1981 году. Сейчас он производит женскую, мужскую и детскую одежду, обувь, спортивную одежду, сумки и парфюмерию. Но знаменита компания не только этим. В 2006 году один из ее сооснователей Морис Марчиано купил историческое поместье в долине Напа, которое назвал Marciano Estate. Он пересадил виноградники и начал выращивать там «каберне совиньон», «каберне фран», «мерло», «пти вердо» и «совиньон блан» для производства вина. Позже здесь же были высажены оливковые деревья, и теперь из оливок в поместье производят масло.
«Я никогда не забуду свой первый визит на участок, который впоследствии стал поместьем Марчиано. Стоял прохладный, ясный январский день, и, поднимаясь по склону холма за домом и амбаром, я наткнулся на рощу дугласовых пихт, возвышающихся над виноградником площадью 20 акров. Я замер. Внезапно меня осенило. Вот оно, здесь мое место. Это было какое-то волшебство, мгновение умиротворения», — приводят на сайте винодельни слова Марчиано.
Сейчас в поместье изготавливают три красных вина: Marciano Estate, Massiglia и Terra Gratia, и одно белое Massiglia Sauvignon Blanc.
Ювелирная империя Bvlgari была основана в Риме еще в конце XIX века. С тех пор производитель регулярно задает модные стандарты для рынка украшений. Ювелирную продукцию от итальянского дома носили Элизабет Тейлор, Одри Хепберн, Грейс Келли, Шэрон Стоун, Софи Лорен многие другие актрисы. В нулевых представители очередного поколения семьи Булгари, которые управляют бизнесом, решили заняться и виноделием. Паоло Булгари и его сын Джованни приобрели винодельню PoderNuovo в южной Тоскане.
«Элегантность, гармония и уважение к окружающей среде — краеугольные камни проекта. Виноград и почва всегда имеют особые потребности, которые необходимо учитывать и уважать, чтобы производить превосходные вина», — приводят на сайте винодельни слова Джованни Булгари.
Флагманским сортом PoderNuovo является «санджовезе». Кроме того, вина изготавливают из «монтепульчано», «каберне франа», «каберне совиньона» и «мерло».
Слияние вина с модой не ограничивается покупками виноделен крупными модными домами. Некоторые великие модельеры приложили руку и к созданию винных этикеток.